Анна Бондарева — детский художественный фотограф из Пятигорска.
«Мой опыт в сфере художественной фотографии позволяет мне создавать уникальные, эмоционально насыщенные снимки, которые всегда находят отклик у зрителей и коллег. Каждое фото — это не просто изображение, это целая история, переданная через свет, композицию и атмосферу. Развитие моей успешной карьеры многогранно и включает в себя:
— участия в международных фотовыставках и фотофестивалях,
— создание множества популярных авторских курсов по художественной фотографии,
— проведение мастер-классов во многих городах России и в Европе (Франция, Испания),
— участие в качестве жюри в международных фотоконкурсах,
— участие в качестве жюри в фотоконкурсах Северо-Кавказского федерального округа,
— публикации фото работ в международных глянцевых журналах,
— выходы в ТОП 10 и ТОП 35 лучших фотографов мира по версии фотопремии 35awards».
1. С чего начался твой путь в фотографии
Мой путь в фотографии начался еще в детстве, в Твери. Мой папа был человеком с художественным взглядом на мир. Он любил рисовать красками пейзажи, передавая свою любовь к природе и вдобавок к этому, он часто фотографировал нас, когда мы были маленькими. Особенно мне запомнился момент, когда мы с ним проявляли фотографии в красной комнате — это было настоящей магией. Я была очарована процессом, когда изображение, словно по волшебству, появлялось на белоснежной бумаге.
Интерес к фотографии постепенно превращался в моё увлечение. Я начинала с самых простых вещей — фотографировала цветы, жучков, всё, что меня окружало. Во время семейных поездок и экскурсий в разные города, я буквально «выпуливала» всю пленку, порой не успевая запечатлеть всё то, что так хотелось передать, желая фиксировать каждую деталь путешествий.
Так началась моя любовь к фотографии, которая со временем стала не просто увлечением, а настоящей частью жизни.
Когда я выросла, вышла замуж и переехала в Пятигорск, началась новая глава моей жизни. И именно здесь всё стало по-настоящему захватывающе. Спустя пару лет у меня родилась дочка, и моя любовь к фотографии сделала огромный шаг вперед. Наблюдая за тем, как быстро растет и меняется мой ребенок, я осознала, как важно сохранять каждое мгновение, каждую эмоцию, и каждый миг, который потом уже не повторится.
Я начала снимать не только свою малышку, но и других деток, чтобы запечатлеть их непосредственность, искренность и радость. В глазах малышей увидела целый мир, и с любовью ловить эти уникальные моменты на фотографиях, чтобы они не исчезли с течением времени.
С каждым снимком я всё глубже ощущала магию фотографии — умение через объектив зафиксировать моменты взросления. Это перестало быть просто увлечением, став настоящей профессией и делом моей жизни. Причем именно в сфере детской и семейной съемки, потому что для меня нет ничего более ценного, чем сохранить эту уникальную атмосферу детства.
Так постепенно я начала развивать свой стиль и подход в области детской фотографии. А моя любовь к художественным съемкам стала неотъемлемой частью моей жизни.
2. Были ли ситуации в твоей практике, которые навсегда изменили тебя или твоё отношение к съемкам
Однажды я проводила семейную съемку, на которую пришла большая семья — мама, папа, дети, мужья, жены и даже бабушка с маленьким правнуком на руках. При встрече с бабушкой в её глазах я прочла не просто нежность к малышу, а нечто гораздо большее. В этом взгляде было видно, что для неё этот момент — не просто фотография, а целая история: история её жизни, любви, воспоминаний о детях, радости от появления внуков и правнуков. Этот взгляд наполнил меня невероятным осознанием того, насколько важна моя роль как фотографа — я не просто запечатлеваю образы, я передаю эмоции, наследие, память о важнейших моментах, которые связывают поколения. Это осознание глубины момента заставило меня взглянуть на свою работу по-новому — как на миссию, на возможность сохранить те мгновения, которые в будущем будут бесценными для всей семьи. С того дня я начала еще больше ценить значимость каждого кадра и каждую историю, которую я могу рассказать через свою камеру о своих героях.
3. На что не стоит тратить время фотографу
Здесь я бы выделила несколько основных пунктов:
1. Первое и самое важное — это не стоит тратить время на гонку за самой дорогой или самой последней моделью фото техники, потому что фотография — это, прежде всего, искусство видеть и чувствовать кадр, умение работать со светом и композицией, подбирать гармоничные образы и интересные локации, а не просто использовать топовое оборудование. Конечно, хорошая техника может облегчить некоторые моменты, например, в условиях низкого освещения или при съемке быстрых объектов, но она не сделает снимок более выразительным или глубоким. Всё зависит от того, как ты используешь камеру, как ты взаимодействуешь с тем, что происходит вокруг, и как ты передаешь свою уникальную точку зрения через объектив.
Я всегда говорю своим ученикам: не нужно зацикливаться на поиске «идеальной» техники, надеясь, что она сделает снимки лучше.
Желанной «кнопки шедевр» нет ни в бюджетной фотокамере, ни в самой дорогой. Важно научиться понимать, как работает ТВОЯ камера, как правильно увидеть или поставить свет, как поймать нужный момент. Это то, что развивает твой взгляд, твое восприятие кадра и помогает создавать фотографии, которые будут эмоционально насыщенными и уникальными. В конечном счете, хорошая техника — это всего лишь инструмент, а твой взгляд и способность чувствовать момент уже определяют, станешь ли ты хорошим фотографом или нет.
2. Второе — не нужно гнаться за количеством съемок ради заработка или для однотипного увеличения портфолио. В это время лучше заняться подготовкой уникальных фотопроектов, которые покажут миру твой индивидуальный художественный взгляд на мир. Только так ты сможешь развиваться и стремиться к новым горизонтам, постоянно совершенствуя и усложняя свой уровень подготовки и проведения интересных фотосессий. Качество всегда важнее количества.
И очень важно помнить, что время — это ценный ресурс, который нужно распределять правильно, чтобы в один момент не «перегореть» и не потерять страсть к фотографии.
3. И третье, на что никогда не стоит тратить свое время — это на попытки повторять фотографии других фотографов. На мой взгляд это самая большая ошибка многих фотографов, ведь это не только ограничивает рамки фантазии, но и не дает ей развиваться самостоятельно. В фотографии, как и в любом искусстве, важно развивать свой СОБСТВЕННЫЙ стиль и подход. Когда ты начинаешь копировать чужие работы, ты рискуешь не только не научиться создавать свою уникальность, но и вовсе прославиться тем самым фотографом, который только лишь повторяет и копирует других.
Здесь важно чувствовать грань между вдохновением и полным повторением. Если ты просто повторяешь чужие фотографии, ты не развиваешь свою индивидуальность как творца. Твой стиль — это то, что делает твои работы узнаваемыми и отличает тебя от других.
Важно уметь правильно вдохновляться и проявлять уважение к фотографам, не создавая подобие их картинок, а придумывая что-то совсем другое — своё и уникальное. Только так ты начинаешь разбираться в технике, композиции, освещении, эмоциях и других аспектах, которые действительно важны для твоего развития.
Важно не бояться ошибаться и искать свой путь, ведь творчество всегда идет через эксперимент и личный опыт.
4. Как найти свой стиль
Найти свой стиль можно, если уделить внимание тому, что действительно нравится тебе снимать. Можно и нужно экспериментировать с ракурсами, освещением, композицией, героями и даже жанрами съемки, но не забывать об эмоциях, которые ты получаешь в момент тех или иных фото экспериментов. Нужно получать удовольствие от процесса и результата. Только так можно почувствовать, что ты двигаешься правильно.
Не нужно бояться ошибаться, ведь любой эксперимент — это опыт, важный и нужный опыт, который и определяет фотографа как неповторимого мастера своего дела!
5. Заменит ли фотографов искусственный интеллект
О, этот вопрос действительно волнует многих фотографов нашего времени. Я отвечу на него так: уже сейчас искусственный интеллект способен создавать настолько потрясающие, невероятные изображения, которые порой трудно получить даже опытному фотографу. Но все работы искусственного интеллекта, на мой взгляд, заметны. В них есть всё: и идеальная локация, и красивый свет, и превосходный сюжет, но все эти картинки никогда не смогут создать ОДНО — реальность! Ту самую реальность прожитого момента, момента как вы собирались на съемку, как искали локации, какие истории приключились с вами, пока вы создавали свои живые снимки, воспоминания и чувства, которые можно прожить и потом с улыбкой вспомнить, глядя на те самые созданные нами фото.
Алгоритмы и шаблоны, которыми руководствуется ИИ, никогда не дадут ни фотографу, ни клиенту душевной глубины настоящего момента. Настоящая фотография — это ничто иное как терапия для клиента. Фотограф, создавая пространство для доверия и комфорта, помогает людям раскрыться, увидеть себя с другой стороны и почувствовать свою ценность. Снимки, сделанные нами с душой, могут стать не только воспоминаниями, но и способом эмоциональной трансформации — когда человек через фотографии находит уверенность, принимает свои переживания и начинает воспринимать себя по-новому. Это не просто кадры, а моменты, которые дают человеку возможность почувствовать себя важным, красивым, особенным. Искусственный интеллект живому человеку такого дать не сможет никогда.
6. Совет тем, кто только начинает свой путь фотографии
Если ты только начинаешь в фотографии, главное — не спеши. Учись, посещай обучающие мастер-классы, снимай творческие съемки, пробуй разные техники, но главное — развивай свое видение. Пойми, что ошибки — это часть процесса, и каждый снимок, даже если он не идеален, приносит опыт. Смотри на мир через объектив, учись видеть необычное в обычном и не забывай получать удовольствие от процесса. Постепенно ты найдешь свой стиль и место в мире фотографии.
7. Твоя самая интересная съемка
Сложно сказать и выделить что-то одно, ведь каждая съемка уникальна и интересна по-своему. В одной съемке запоминается забавный момент, в другой самый трогательно милый, в следующей — неожиданный поворот событий, и этим каждая история по-своему и интересна.
Помню самый яркий момент недавнего моего мастер-класса в рамках Всероссийского фотофестиваля, когда неожиданно для всех участников и случайных прохожих, возле нашей оформленной фотозоны начала звучать живая музыка. Сначала заиграл скрипач, затем саксофонист, а после них — клавишник. Изумлению и восторгу ничего не подозревающих людей не было предела. Но кульминацией стало то, когда мои актеры мастер-класса начали петь вживую — этот момент покорил сердца всех зрителей и сделал наше событие по-настоящему уникальным.
Этот мастер-класс вскоре попал в местные паблики, где люди не переставали делиться своими впечатлениями от такого яркого и неожиданного события. Видео этого момента разлетелись по соцсетям, и стало очевидно, что для всех присутствующих это было что-то большее, чем просто обучение. Более сотни учеников запомнили этот момент как уникальное событие в мире фотографии — не только как урок, но и как настоящую творческую магию, где музыка и живое искусство слились с фотографией, оставив в памяти незабываемые эмоции.
Но я открыта и для новых вершин, ведь именно стремление к новым вызовам делает мой путь увлекательным и насыщенным. Самое интересное всегда впереди, и я уверена, что каждый новый проект, каждое новое знакомство и каждая съемка приносят нечто уникальное. Я хочу двигаться вперед, расти и открывать для себя новые горизонты, ведь только так можно создавать по-настоящему живые и вдохновляющие работы.
8. Кем ты видишь себя через 5 лет
Через пять лет я вижу себя как ещё более опытного и известного фотографа, который продолжает развивать свой стиль и вдохновляет других через свои работы. Я по прежнему соединяю свою творческую страсть к фотоискусству с любимой семьей, создавая гармонию между профессиональными достижениями и близкими, которые всегда готовы меня поддержать. Возможно, мои дети будут продолжением моего дела, создав со мной уникальный тандем творческого искусства. Я буду продолжать искать новые формы самовыражения через фотографию, а на моих мастер-классах фотографы все больше и больше будут открывать для себя глубокую связь с искусством, учась чувствовать и видеть мир по-новому. Я продолжаю развиваться, не останавливаясь на достигнутом, и каждое новое событие в моей жизни становится шагом к еще более яркому и насыщенному будущему, в котором семья и творчество — это то, что наполняет меня энергией для новых свершений!
9. Какую фотографию ты ещё не сделала
Есть одна фотография, которую я так никогда уже и не сделаю, и о которой грущу больше всего — это снимок с моими ушедшими родителями. 2024 год был очень тяжелым и трагическим в жизни нашей семьи, ведь в один год ушли из жизни мои любимые папа и мама, дорогие сердцу дедушка и бабушка для моих деток. Я жалею, что не будет того кадра, на котором мы все вместе — с бабушкой и дедушкой — на свадьбе моих детей, или как они держат на руках своих правнуков. Эти моменты так важны, и хотя я понимаю, что время невозможно вернуть, мне не хватает этих «общих» фотографий, которые могли бы стать связующей нитью между поколениями, памятью, которую мы могли бы передать. Грустно, что их уже не будет рядом, чтобы разделить эти мгновения.
10. Твои рекомендации по поиску вдохновения
Чтобы найти вдохновение, иногда достаточно просто остановиться и почувствовать мир вокруг. Прогулки по новым местам, неожиданные встречи и даже тишина — всё это может пробудить творчество. Я учу своих студентов-фотографов читать интересные книги, слушать вдохновляющую их музыку, смотреть красивых художественные фильмы, ведь каждый из этих элементов способен открыть новый взгляд на привычные вещи. Не нужно бояться экспериментировать, выходить за рамки привычного. И главное — нужно всегда помнить, что вдохновение всегда с рядом, нужно только открыть для него свое сердце и распахнуть тёплые объятья!