Предпосылка: я организую выставки уже 9 лет, консультирую и беру в кураторство фотографов по организации их персональных выставок, но, поскольку уже давно не занимаюсь фотографией, задачи провести свою выставку у меня не было. В конце 2024 года стало известно, что рядом с коттеджным поселком, где мы живем, планируют построить свалку размером 100 Га, всего в пяти километрах от дома, где растут мои дети. Когда ситуация из стадии проекта стала переходить в стадию реализации, в ответ на острое чувство паники и бессилия пришла идея снять фотопроект и представить его в виде выставки, чтобы привлечь внимание к ситуации и, надеюсь, предотвратить строительство.
Чем эта история может быть полезна для вас как для фотографа, который задумывается о своей выставке? Выставка может быть не просто демонстрацией портфолио, она может стать вашим высказыванием. Смотрите шире на темы, которые могут стать основой вашей выставки. Тема мусора сейчас очень меня триггерит и не дает остановиться: у меня есть цель, которой я хочу достичь с помощью выставки, и она дает мне силы и вдохновение, заставляет находить время для съемок.
С чего я начала? Я определила тему, на которую я хочу сделать серию фото: для меня важно подчеркнуть, что такая экологическая катастрофа как свалка размером 100 Га, которую я буквально смогу увидеть из окна, нарушит природный баланс и негативно повлияет на всех жителей района.
Предварительно я определила концепцию для фотопроекта: противопоставление природы / пластика и другого не разлагающегося мусора + тема детства (я семейный фотограф и в непосредственной близости от полигона будут расти двое моих детей, младшему из которых меньше года). В качестве моделей я выбрала свою семью. В нашем поселке, да и вообще в районе живет множество семей с детьми, но по опыту знаю, сколько времени отнимает подготовка к съемке: познакомиться, договориться, выбрать время, локацию, одежду, провести саму съемку. Оценив свои силы и временные возможности, отмела эту идею как нереальную, хотя в моем случае масштаб и количество задействованных людей сыграл бы свою роль.
Как это будет полезно для вас? Определите тему, которая заденет вашу аудиторию. Не просто семейные фото, а связь поколений, не просто фото влюбленных пар, а манифестация любви и ценности отношений.
Сколько фото нужно для выставки? Минимально 10 разноплановых кадров. Я хочу рассказать историю, которая не оставит зрителя равнодушным.
На какие этапы нужно разбить подготовку:
1. Определяем задачу выставки — в моем случае это визуальное высказывание на важную для меня тему.
Как это будет полезно для вас? Ответьте на вопрос — какой цели вы хотите достичь, организуя выставку.
Чтобы ваша выставка была заметной и оставила след в искусстве, нужно выбирать более узкую тему чем, например, просто семейная фотография. Выбирайте идею, которая вас задевает (например, отношения с мамой, как в проекте Анны Радченко «Обратная сторона любви», или обратная сторона материнства, как в проекте Люси Жариковой «О чем молчат мамы»).
Если ваша задача — привлечь больше клиентов, поднять стоимость съемки, начать обучать, выставка должна стать презентацией вашего творчества: показывайте те кадры, за которыми к вам идут на съемки. Например, семейный фотограф с широкой специализацией может разбить экспозицию на блоки: беременные, новорожденные, фотосессии на год, подросшие дети или студийные и уличные съемки без разделения по возрастам.
2. Определяем, какие фото нужны для экспозиции — я провела 4 съемки в рамках фотопроекта, планирую еще 3 для минимального количества разноплановых кадров, чтобы история выглядела законченной.
Как это будет полезно для вас? Не существует какого-то установленного количества фотографий для выставки, эта цифра определяется форматом печати и пространством, где будет представлена выставка. На выставке может быть 3 фото форматом метр на метр или больше, или 50 фото разных форматов, от 10×15. Фото могут быть напечатаны на фотобумаге и оформлены в рамы с паспарту, накатаны на пенокартон, развешены на прищепках в формате фотосушки или напечатаны на больших тканевых полотнах.
Формат должен поддерживать цель проведения, если это арт-высказывание, ищите необычные техники, если это выставка-презентация, то лучше выбрать традиционные варианты, например, печать на холстах.
3. Создаем презентацию будущей выставки — прописываем концепцию, прикрепляем работы. Несмотря на то, что я продолжаю снимать и выставка еще не до конца собрана, я создала на сайте виртуальную галерею, где рассказываю о фотопроекте и представляю уже сделанные работы. Посмотреть можно здесь.
Для чего это нужно? Когда вы обращаетесь в музей или галерею с предложением провести у них вашу выставку, куратор пространства обязательно попросит описание и иллюстрации. Ваша идея должна быть упакована в емкий текст, который в дальнейшем будет трансформирован в экспликацию выставки и разослан в СМИ в качестве пресс-релиза.
4. Определяем площадку для проведения выставки — у меня есть несколько идей, где будет представлена выставка и как она будет выглядеть, но проводить переговоры с пространствами я смогу после того, как вся серия будет снята.
Как это будет полезно для вас? Есть два подхода — у вас есть понимание, сколько фото вы хотите представить и как, и вы ищете площадку, которая подойдет, либо вы сначала находите площадку, а под ее условия и возможности печатаете выставку.
5. После осуществления договоренностей с площадкой начинается организационная рутина: печать, монтаж, PR-кампания выставки в СМИ, привлечение аудитории на выставку, организация вернисажа. Этот этап у меня еще впереди.
Блог

Вернисаж выставки «Важный момент»

Печатный каталог выставки MFamilia

Как выбрать, в какой выставке участвовать?

Продвижение фотографа через сайт

Когда вам уже можно проводить свою первую выставку?

Что дает персональная фотовыставка?

Как бесплатно напечатать работы для выставки?








